ГУО «Чепуковский детский сад – средняя школа»  открылась  10  декабря 1993 года.  Учреждение образования является преемницей  Горянской восьмилетней, Кублищинской и Новгородской базовых школ.

В школе накоплен определенный опыт экологического образования и воспитания. В условиях школы формируется воспитательная система, ядром которой являются ведущие экологические ценности (мировоззренческие, этнографические, эстетические, экономические и др.), развивается экологическое краеведение. Образовательно-экологическое пространство школы организуется с опорой на природоохранную деятельность, пропаганду экологических знаний, практическую реализацию идей взаимодействия человека и природы. Эти подходы способствуют развитию престижа экологического воспитания среди учащихся и родителей школьников района.

Поскольку каждое прогрессивное явление сохраняет свою актуальность лишь при условии непрерывного обновления и развития, педагогический коллектив Чепуковской школы на основе сложившегося опыта и инновационных тенденций в образовании разработал концепцию и программу развития на период 2005-2010 гг., 2011 – 2014гг.

Целью развития школы как экологически ориентированного учреждения образования является создание условий для приобретения знаний учащимися и педагогами в области экологии, формирование экологического мировоззрения в социуме, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения.

17 декабря 2002 года в школе открыт экологический музей, девизом которого являются такие слова «Взял у природы – компенсируй втройне. Срубил дерево – посади три!».

http://chepuki2010.narod.ru/muzey.files/cvechkovskaya.jpgНаш  музей   создан по инициативе районной инспекции природных ресурсов  и охраны окружающей среды Миорского райисполкома и при её материальной поддержке. Бессменным руководителем музея являлась   Цвечковская Леокадия Ивановна. Подготовлено пять поколений экскурсоводов, которые ежегодно проводят до десяти экскурсий для учащихся и педагогов района и области, а также для международных делегаций. Нашему музею 9 лет. За это время его посетило более 2 000 человек (дети, взрослые, участники различных семинаров и конференций, корреспонденты, гости из дальнего зарубежья и пр.).

Газета «Зорька» в октябре этого года на своих страницах в рубрике «Родничок» рассказала о нашем музее.

Наш музей состоит из двух экспозиций: «Лес», «Болото». Всего в музее 32 экспоната, оформлено 15 стендов, 8 витрин, есть живой уголок  (5 аквариумов).

Наполненность пришкольной территории позволяет вести исследовательскую деятельность учащихся.

Дендрарий  - это  сад деревьев и кустарников пород местности. Он служит базой для проведения опытнической и исследовательской работы по интродукции, акклиматизации и селекции растений, в том числе   местом отдыха, красивым уголком на территории школы. 

Здесь посажено 40 деревьев и  кустарников, причём посреди оборудована альпийская горка . Всё это образует единый комплекс, красиво смотрится с дороги и представляет интерес как  учебно-экспериментальный уголок. Деревья здесь представлены следующими видами, характерными для нашей местности: берёза, тополь, черёмуха, дуб решётчатый, шиповник ( белый и розовый ), сосна обыкновенная, ель колючая, можжевельник, липа мелколистная, орех манжурский, ирга, рябина, ива плакучая, спирея  Бумальда, роза морщинистая, айва  японская, сирень, граб, клён пёстролистный и др.

 Альпийская горка представлена  однолетними и многолетними травянистыми растениями. Они, в зависимости от характера роста, подразделяются на  зарослевые (астра, цинния, сальвия и др.), кустистые (пион, флокс, георгин ....),  дернистые (флокс ползучий,  арабис,  седум блестящий..), луковичные (тюльпан, нарциссиацинт...), растения с крупными листьями ( ревень, аконит..)

Сад  заложен в 1993 году, в год открытия  школы. Первоначально было посажено    привезенных из питомника 66 саженцев. Морозы  причинили ущерб плодовому саду, многие растения погибли. Поэтому в 1994 году  была произведена реконструкция : часть растений   заменили на новые. Сейчас в саду 64  плодовых дерева: 4 сливы, 3 вишни и 57 яблонь , в основном поздние сорта: Орловские, Спартан,  Телесарий , Антоновка,  Грушевая, Банановая, Олеся.

Осенью 2000 года   заложен  участок ягодных культур: чёрной  и белой смородиной, крыжовником, малиной. В 2004 году посажено 20 кустов сортовой  чёрной смородины.

Красиво смотрятся лимонники , которые группами( по 3) , посажены на территории школы и рядами в  отделе плодово-ягодных культур.

Ведётся необходимая работа по уходу за садом: обработка против вредителей и болезней, обрезка ( формирование кроны у молодых растений) ,  обработка приствольных кругов. Каждую осень учащиеся обвязывают  деревца еловыми ветками против поедания зайцами, следы которых  часто можно видеть зимой. Молодые деревца поливали в сухое время года. Привлекаем птиц в сад для борьбы с вредителями сада.

Ведется в саду  экспериментальная и практическая работа на уроках биологии и  внеурочное время:  биоиндикация  воздуха  в микрорайоне школы, биологические методы борьбы с вредителями сада, практические работы по обрезке деревьев и др.

В отделе плодово-ягодных культур имеется небольшой питомник, где первоначально выращивали лимонники, саженцы каштанов , лекарственных трав,  проводили работу по черенкованию чёрной смородины.

Ведутся наблюдения за садом: их рост, цветение, плодоношение, морозостойкость. Выявлены  сорта для нашей северной зоны с более высокой зимостойкостью, урожайностью, с хорошим качеством плодов.

В планах    юных садоводов научиться практически делать прививки и  в своём школьном питомнике выращивать саженцы для сада( для помощи - знакомство с жителем  гиоры  Шокель Ю.Г., который этой работой занимается уже не первый год).

Экологическая тропа  создана в сентябре 1997 года  решением экологического совета школы ( протокол от 05.09.1997г) и решением педагогического совета школы от 12.09.1997года.

Местонахождение тропы – микрорайон школы, протяжённость 2.3 км. На протяжении всей тропы  все  идут пешком.

Режим использования – учебное, воспитательное, эстетическое.

Ответственный за тропу – экологический совет школы.

Экологическая тропа имеет следующие остановки:

  1. Школа  ( здесь экскурсоводы рассказывают о строительстве нашей школы, открытии, характеристике помещений и территории школы,  коллективе учителей и учащихся, нашими достижениями и интересными делами, которыми живёт школа).

 2.  Лес  ( человек приходит в лес , чтобы отдохнуть от повседневных дел и забот, полюбоваться его красотой, Надо помнить , что природа очень ранима и в ней всё взаимосвязано, Нарушив одно звено, мы неизбежно нарушаем, изменяем и другое. Экскурсоводы рассказывают  о посадке леса, о его значении, об изменениях , которые происходят  за долгое время, дают характеристику пород растений, характеризуют лес  как сложную экосистему. Не забывают  и животных, которые здесь живут. Большое значение уделяется правилам поведения в лесу, для младших школьников организуются различные игры)

DSC02305

 

 3.  Курганная группа . Курганы изучали и вели раскопки Ф.В.Покровский, Е.Б.Гобович, Г.В.Штыхова  (материал взят из книги ,автор Л.В.Дудич).  Насчитывается всего 62 насыпи, несомненно их раньше было больше, т.к. рядом находится карьер, и по рассказам местных жителей ,оттуда, вместе с песком , часто вывозили и человеческие кости. Курганная группа – памятник культуры республиканского значения.

 4. Никто не забыт, ничто не забыто ( экскурсоводы рассказывают об освобождении  местности от фашистских захватчиков и о  Михаиле Черкесе - за могилой которого шефствуют учащиеся нашей школы)

 5.Агроценоз  (создание коллективного хозяйства, его людях , характеристике агроценоза,  достижениях и проблемах тружеников села).

 6.Муравейник.

Чепуки 008

 

  7.Пруд.

  И снова школа. Заканчиваем мы нашу экскурсию словами Горького, который в своём гениальном произведении «Мать» писал:  « Велика земля!  Красота  какая и столько везде красоты этой милой, а все это от нас закрыто и всё мимо летит, невидимое нами. Люди мечутся – ничего не знают, ничем не могут любоваться, ни времени  у них  на это нет , ни охоты. Столько могли бы взять радости, если бы знали, как земля богата, как много на ней  удивительного живёт!»

  Очень правильные слова и совершив экскурсию по нашей экологической тропе, надеемся , все приоткроют чуть-чуть завесу тайны, которая скрыта в каждом – и большом и маленьком растеньице и животном.

ЭКО 003 Помните: нет ничего прекрасней единения с Природой, именно в ней истоки счастья человеческого.

  Решением экологического совета школы  создана экологическая тропа  на территории школы для младших школьников и  детей детского сада. Она знакомит  детей  с деревьями и животными, живой и неживой природой, учит различать растения, знакомит учащихся младших классов с пришкольным участком, клумбами.

Имеет познавательное, воспитательное, обучающее значение, эстетически воспитывает  детей, прививает им  простые трудовые навыки, желание сделать что-то полезное для своей школы, воспитывает у них экологическую культуру.

Учащиеся школы принимают участие в районных и областных экологических конкурсах, конференциях. В 2004г. в областном конкурсе экологических газет школьная газета «Эколог» заняла призовое место. В 2005г. принимали участие и получили поощрительный приз в областном конкурсе по благоустройству территории. Постоянно школа занимает призовые места в районном конкурсе по благоустройству пришкольной территории (с 2009 года и по настоящее время является лидером – 1 место).

В 2010 году УО была подана заявка на участие в проекте «Зелёные школы». В том же году было получено оборудование для проведения исследовательских работ, наблюдений. В сентябре приняли участие в работе аналогичного семинара. Руководителем проекта в школе были распределены задания по классам.

Представляем некоторые наши наработки.

Ученики 4 класса  вместе со своим классным руководителем работали по теме «Как птицы используют  окрестности нашей школы»

Цель исследования: выяснить, как разные виды птиц используют разные элементы строений и пришкольной территории.

«В начале своей исследовательской деятельности мы установили какие птицы в своём жизненном цикле используют школьные здания и пришкольную территорию

Часто мы и не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что и они делают очень много полезного. Заключение: Во время наблюдений мы установили, что окрестности нашей школы используются такими птицами как воробей, синица, галка. Реже можно увидеть ласточку, скворца. Наибольшее количество птиц можно наблюдать в летний период. Наиболее часто используемые места птицами на территории школы--- сад, территория возле входа в школу. Наблюдая за птицами мы увидели, как они питаются, чистят перышки, перелетают с места на место, наблюдали за пением птиц. Жаль, что нам не удалось понаблюдать за ухаживанием птиц, заботой о потомстве.

Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих.

А потеря любого биологического вида крайне нежелательна для биосферы, так как он участвует в круговороте веществ, поддерживает равновесие в природных экосистемах. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями

Ученики 6 класса изучали Окрестности школы не только для людей

«Исследование проводилось в два этапа: работа малых групп – июнь 2011 г., проверка результатов, заполнение общей таблицы для всей местности вокруг школы и фотоотчёт – сентябрь 2011г.

В результате исследования были получены следующие данные:

 

 

Таким образом, окрестности нашей школы представляют собой отличное окружение для сохранения биоразнообразия и жизни людей. Необходимо лишь поддерживать чистоту и порядок, следить за тем, чтобы не появлялись несанкционированные свалки. Соответствующие операции проводятся в нашей школе постоянно.

Во время проведения исследования и подведения результатов участники исследования затруднений не испытывали, единственным спорным вопросом было определение деревьев и кустов как единичных, однако ребята быстро нашли общий подход.

Яркие впечатления оставил сбор грибов в осеннем лесу. Детям понравилось находить новое в тех местах, которые они считали привычными, они по-другому посмотрели на окружающую их среду.»

Ученики 8 класса

«Что тут было раньше»

Целью работы было на основе воспоминаний очевидцев, фотоснимков восстановить историю изменений в экосистемах  и различных природных комплексах на месте расположения школы.

(слайд)

 

Ученики 11 класса

Исследование особенностей роста муравейников рыжего лесного муравья

D –диаметр вала, d-диаметр купола, Н-высота  гнезда, h-высота купола,

аb-большая ось, сd-малая ось

 

 

 

 

Измерения в апреле:

Средний диаметр купола  d=

                                             d= =0,59 (м2)

Объём шарового сегмента  V=· p ·h· (d2 +h2)

                                                V= · 2(0,7+0,5) ·0,4 · ( ·0,592 +0,42)=0,067372 (м3)

Площадь основания купола  S=h·r2

                                                  S = 0,4 · 0,22=0,016 (м2)

Измерения в ноябре:

                                                d==0,69 (м2)

                                                 V=·2 (0,8+0,6) ·0,6·( ·0,692 +0,62)=0,200781 (м3)

                                                                                           S = 0,6 · 0,62=0,216 (м2)

Выводы:   все три параметра  возросли за время от весенних до осенних  измерений,  что свидетельствует о благоприятных условиях  на этом участке леса, о хорощих пищевых  условиях.

Учёт численности, определение особенностей гнездования и охоты белого аиста

1.Определение особенностей гнездования

Гнездо расположено в д. Новгороды.

Гнездовая опора - старая липа, у которой ветром сломило  часть ствола , дерево живое. Гнездо используется на протяжении нескольких лет.

Гнездо  лучше видно весной, до появления листьев.

Прилетели аисты 24 марта.

В гнезде отложено 4 яйца, вылупились 4 птенца. Яйца белые.

Отсиживались птицы на яйцах 33 дня. Сидели оба.

Через 55 дней птенцы вылетели из гнезда, перелёты вначале были небольшие, на крышу соседнего дома. Самостоятельно улетели на 70 день.

Успех гнездования-100%.

2.Определение особенностей охоты

Аисты охотятся на пастбище, рядом с животными, близко подходят и к человеку.

Коровы  ногами  «выбивают»  мелких позвоночных  животных и разных  беспозвоночных. Обычно наблюдались на пастбище 1-2 птицы.  Высота растительности на пастбище—0-25см.

 Аисты подбирают дождевых червяков,  жуков, лягушек, саранчу, кузнечиков, медведок, кротов, змей.

Более крупные стаи-  до15-20 птиц наблюдались на  поле со скошенной  многолетней травой и  после убранных зерновых---26-50см.

 

 

Члены школьного НОУ «Экомир» (рук. Яковлев Ю.Г.)   кроме участия в проекте «Зеленые школы»  занимаются и волонтерской деятельностью, сотрудничаем с ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны”. Наша волонтёрская деятельность направлена на мониторинг и восстановление гидрологического заказника «Ельня». Учащиеся принимают активное участие в восстановлении плотин, наблюдают за перелетными птицами. Также нами разработаны туристические маршруты по болоту Ельня, по которым проводятся походы для учащихся и педагогов школы.

Вашкель

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz